Николай Патрушев: Судостроению России не хватает качественных кадров

Председатель коллегии, помощник президента России Николай Патрушев, созвал рабочее совещание в Петербурге, на котором обсуждались стратегии преодоления острой нехватки инженерных и рабочих кадров.

Федеральные министры, губернаторы, командование ВМФ, руководители госкорпораций и ректоры ведущих вузов страны собрались без победных реляций и докладов о том, что "все хорошо", чтобы обсудить важность принятия мер по решению проблемы "кадрового голода". От того, как будет разрешена эта проблема, зависит не только будущее флота, но и статус России как великой морской державы. Необходимо срочно разрабатывать стратегии привлечения и обучения специалистов, чтобы обеспечить устойчивое развитие кораблестроительной отрасли и сохранить позиции страны на мировой арене.

На базе главной кузницы судостроительных кадров - знаменитой Корабелки, проходило совещание, на котором Патрушев поднял важную тему организации межведомственного взаимодействия при формировании потребности в конкретных специалистах. Эксперт отметил, что причины сложившейся ситуации кроются в ряде системных проблем, которые требуют совместных усилий для решения.

По данным Патрушева, в настоящее время многие предприятия судостроительной отрасли столкнулись с серьезными трудностями в обеспечении квалифицированными инженерами, специалистами среднего звена и рабочими. В частности, высокий спрос наблюдается на инженеров-конструкторов, инженеров по пуско-наладке оборудования, слесарей различных профессий, судовых сварщиков и токарей. Это указывает на необходимость активных мер по подготовке и привлечению специалистов в данную отрасль.

Важно также обратить внимание на развитие образовательных программ, стимулирование профессионального роста и создание условий для привлечения молодых специалистов в судостроительную отрасль. Только совместными усилиями государства, бизнеса и образовательных учреждений можно обеспечить устойчивое развитие отрасли и решить проблемы дефицита кадров.

В свете стремительного развития судостроительной отрасли, потребность в квалифицированных кадрах становится все более острым вопросом. Согласно прогнозам Минпромторга, к 2034 году потребуется более 80 тысяч специалистов, что свидетельствует о необходимости активного обучения и подготовки кадров. Необходимо учитывать, что эта цифра может быть даже недооцененной, учитывая потребности новых предприятий, задачи которых были поставлены высшими органами власти.

Николай Патрушев подчеркнул, что важно не только обеспечить достаточное количество специалистов, но и подготовить их к современным вызовам и технологиям. По данным Минобрнауки, формирование кадрового заказа в основном осуществляется самим Министерством, региональными органами власти и университетами. Однако, другие федеральные органы исполнительной власти проявляют инертность в этом вопросе, что может привести к дефициту квалифицированных специалистов в будущем.

Необходимо активизировать усилия всех заинтересованных сторон для разработки и реализации эффективных программ подготовки кадров, чтобы обеспечить устойчивое развитие судостроительной отрасли и достижение стратегических целей в области морской инфраструктуры.

Ситуация с дефицитом специалистов в промышленности становится все более острой, как отмечают эксперты. Недостаток квалифицированных кадров оказывает серьезное влияние на развитие отрасли, и даже полное выделение бюджетных мест не решит эту проблему, подчеркнул председатель Морской коллегии.

По данным статистики, в 2024 году на программы инженерного профиля было выделено более 195 тысяч бюджетных мест, однако спрос на них оказался ниже ожидаемого. Это связано с уменьшением количества выпускников школ, успешно сдавших экзамен по физике. Ситуация становится настолько критической, что технические вузы испытывают серьезные трудности при наборе абитуриентов.

Исследования Федерального института педагогических измерений показывают, что количество выпускников, успешно сдавших экзамен по физике, уменьшилось с 150 тысяч человек в 2019 году до 91 тысячи в 2024 году. Это тревожный тренд, который требует незамедлительных мер со стороны образовательных учреждений и государства.

Другая важная проблема, которую необходимо решить - это качество подготовки специалистов, и прежде всего инженеров", - подчеркнул помощник президента. Это связано с тем, что с каждым годом университетам становится все сложнее привлечь достаточное количество абитуриентов. В связи с этим, Минобрнауки России было вынуждено разрешить университетам при приеме фактически заменять физику на информатику и другие предметы. Это решение вызвало опасения у Патрушева, который считает, что такой шаг может "серьезно сказаться на качестве подготовки специалистов и осложнить обеспечение реального технологического суверенитета". Однако, как подчеркнул ректор МГУ академик Виктор Садовничий, именно качество преподавания физики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности страны.

Для успешной подготовки специалистов в сфере судостроения, необходимо активно развивать программы специализированного обучения, считает Патрушев. Он подчеркивает, что важно не только обучение, но и практическое взаимодействие учебных заведений с предприятиями, заинтересованными в будущем трудоустройстве выпускников. Это включает в себя целевую подготовку, а также шефство и кураторство.

По мнению председателя Морской коллегии, важно создать условия для стимулирования учебных заведений к развитию кадрового потенциала. Он отмечает, что успешным примером в этом плане является Петербургский морской технический университет. За последние семь лет количество абитуриентов, поступивших на специальность "Судостроение", увеличилось с 4,2 до 8 человек на место, а средний балл по ЕГЭ вырос с 58 до 74.

Патрушев также подчеркивает, что важно учитывать современные требования и технологии в обучении будущих инженеров для судостроения. Это позволит выпускникам быть готовыми к работе на современных предприятиях и внедрять инновационные разработки в отрасль.

Эксперт отметил, что развитие университета как опорного вуза в сфере подготовки кадров для судостроения является ключевым достижением. Это позволило университету стать центром притяжения для специалистов и студентов, заинтересованных в судостроительной отрасли.

В четверг помощник главы государства, вместе с главой ФМБА Вероникой Скворцовой и ректором Глебом Туричиным, открыли в университете новейший медицинский центр с модулем лучевой диагностики. Этот центр станет не только местом обслуживания для сотрудников и студентов СПбГМТУ, но и важным ресурсом для всей кораблестроительной отрасли.

По словам Патрушева, уникальный центр обеспечивает обслуживание на самом высоком уровне, что подчеркивает важность инвестиций в развитие медицинской инфраструктуры университета. Работа нового медицинского центра также способствует повышению престижа и конкурентоспособности вуза в области подготовки кадров для судостроения.

Источник и фото - rg.ru

© 2014-2024 Информационный портал «petrokorpus.ru». Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Использование материалов издания - как вам угодно, никаких претензий со стороны нашего СМИ не будет. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Контакты редакции: +7 (495) 765-41-64, info@rim.media