Ангелы возвращаются на фронтон портика Духовной академии

С 2021 по 2022 годы был проведен ремонт и реставрация кровли и чердачного помещения главного здания, а в конце 2023-го завершились работы по реставрации фасадов.

Важно отметить, что процесс восстановления и сохранения исторических памятников требует не только физического восстановления зданий, но и глубоких научных исследований. В настоящее время специалисты проводят комплексные исследования для проектирования воссоздания монументальной живописи в Храме Двенадцати апостолов, который находится внутри главного здания академии.

Помимо этого, готовится проект капитального ремонта иконописного отделения академии, чтобы сохранить и передать будущим поколениям ценное культурное наследие. Все эти мероприятия направлены на сохранение и восстановление исторических памятников Санкт-Петербурга, чтобы каждый житель и гость города мог насладиться его богатым культурным наследием.

История ангелов, поддерживающих крест на фронтоне главного здания, уводит нас в глубины времени и важности их символизма. Планы фонда по воссозданию этой скульптурной композиции вызывают интерес и восхищение, ведь она является неотъемлемой частью архитектурного наследия.

Решение фасада академического здания, выполненное по проекту Л. Руска, отражает величие и значимость каждой детали. Колоннада, треугольный фронтон, академический храм - все они воплощают в себе идеалы и красоту архитектурного стиля.

Крест, удерживаемый ангелами, их позы и выражение лиц говорят о духовности и вере, которые были важными ценностями для создателей здания. Воссоздание этой композиции позволит сохранить и передать будущим поколениям уникальное историческое наследие, а также погрузиться в мир символики и красоты искусства.

История создания здания Духовной академии началась в 1817 году с заключения контракта с скульптором Францем Тибольтом на создание группы из двух ангелов из пудожского камня. Работы по скульптуре велись под руководством известного каменотеса С. Суханова, а крест был изготовлен мастером Ценом из бронзы. Скульптура была завершена к сентябрю 1817 года, а установлена на фасаде здания в январе 1819 года.

Важным элементом архитектурного комплекса стал "гипсовый" барельеф, созданный Ф. Тибо в тимпане фронтона, изображающий Всевидящее око с лучами, исходящими от Него. Этот элемент добавил дополнительную символику и красоту к зданию Духовной академии.

Интересно, что первоначальное расположение здания Духовной академии имело стратегическое значение в градостроительном плане. Оно выделялось своим главным фасадом, обращенным к Неве и Шлиссельбургскому тракту, а также закрепляло угол впадения Обводного канала в Неву, создавая мощный архитектурный акцент при выезде из столицы.

С 1849 по 1851 годы был возведен комплекс зданий хлебных амбаров, который стал важной частью архитектурного ансамбля Санкт-Петербургской духовной академии. Однако с течением времени фасад здания, обращенный к Неве, остался закрытым, что создает особую атмосферу таинственности и загадочности.

Скульптурная группа с ангелами на фронтоне, которая ранее была главной доминантой, придавала зданию особый характер и узнаваемость. Но в 1919 году произошло уничтожение скульптурной группы, барельефа и надписи "С. Петербургская Духовная Академия" на фризе, что изменило внешний облик здания навсегда.

Потеряв главный акцент, фасад здания Санкт-Петербургской духовной академии теперь представляет собой не только историческое сооружение, но и свидетельство времен и перемен, которые отразились на его архитектуре. Вместе с тем, это также напоминание о важности сохранения исторических памятников для будущих поколений.

В поисках исторических данных о скульптурной группе, воссоздание которой в настоящее время вызывает интерес, стоит обратить внимание на композицию, аналогичную той, что украшала Главное здание Духовной академии. Несмотря на отсутствие детализированного изображения и качественных фотографий, можно обратиться к существовавшим аналогам этой композиции.

Композиционно более близкой к искомой скульптурной группе является скульптура, располагавшаяся над восточным фронтоном церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице. Этот храм был возведен в 1817-1818 годах, совпадая по времени с постройкой здания академии, что может указывать на связь между ними.

Интересно отметить, что за авторством скульптурной группы на Главном здании Духовной академии стоял известный скульптор И. И. Новые исследования и архивные материалы могут пролить свет на эту малоизученную тему и помочь в воссоздании утраченного произведения искусства.

В начале XX века над аттиком восточного фасада здания была установлена скульптурная группа, созданная по проекту Л. Руска, изображающая двух ангелов, держащих золоченый крест. Это произведение искусства было расположено зеркально противоположно академическому стилю. Однако со временем положение ангелов, их руки и другие детали немного изменились по сравнению с изначальным проектом.

Известно, что скульптура была утрачена в 1920-е годы, но сейчас фонд занимается восстановлением этого исторического произведения. Представители фонда сообщили, что в настоящее время подрядчик работает над подготовкой проектных документов для воссоздания скульптурной композиции, и этот процесс продлится до конца 2024 года. Планируется, что изготовление и монтаж восстановленной скульптуры ангелов запланированы на 2025 год. Восстановление этого исторического произведения искусства станет важным шагом в сохранении культурного наследия и воссоздании его первоначальной красоты.

Источник и фото - rg.ru

© 2014-2024 Информационный портал «petrokorpus.ru». Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Использование материалов издания - как вам угодно, никаких претензий со стороны нашего СМИ не будет. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Контакты редакции: +7 (495) 765-41-64, info@rim.media