Это выступление оказалось не только первым для патриарха на крупных международных культурных форумах Северной столицы, но и вызовом для него лично. Ведь перед светской публикой и верующим народом стояли разные ожидания и настроения.
Необходимо отметить, что стереотип о том, что религия и культура, а также религия и наука являются антагонистами, продолжает оказывать влияние на коллективный общественный разум. Однако лекция патриарха на Форуме позволила пролить свет на этот вопрос и показать, что взаимодействие религии и культуры может быть продуктивным и важным для современного общества.Важно отметить, что в ходе выступления патриарх подчеркнул не только значение диалога между религией и культурой, но и необходимость совместных усилий для сохранения и развития духовного наследия и культурного многообразия. Лекция стала знаковым событием, напомнив о важности взаимопонимания и уважения различий в современном мире.Патриарх, освящая храм в Санкт-Петербургском университете, выразил озабоченность драматическим разрывом между культурой и религией, который требует преодоления. Этот разрыв в понимании процессов описан как беда, которую необходимо преодолеть. Однако, каким образом можно достичь гармонии между культурными и религиозными ценностями?Поэтому, важно обратить внимание на встречу патриарха с представителями культурной и политической элиты, где возможно обсуждались острые духовные и культурные вопросы. Присутствие губернатора, министра культуры, спецпредставителя президента и других высокопоставленных лиц говорит о значимости этого события и ожиданиях от патриарха.В Белом зале Мариинского дворца звучали самые главные мысли патриарха, которые могут вдохновить на обсуждение и поиск путей сближения культурных и религиозных ценностей. Время требует новых ответов и идей для преодоления разрыва между культурой и религией, чтобы общество могло двигаться вперед, сохраняя свою историческую и духовную идентичность.Культура - это не только искусство и традиции, но и ценности, которые она несет в себе. Серьезный разговор о культуре всегда несет в себе аксиологическое (ценностное) измерение, ведь именно ценности определяют сущность культуры. Культура является неотъемлемой частью жизни общества и народа, она формирует их идентичность и определяет их отношение к миру. Потому что культура всегда несет в себе ценность. Все то, что ценности не имеет, культурой не сохраняется, превращается в прах. Иногда в прах превращаются и произведения культуры и искусства, мы знаем катаклизмы, которые разрушали целые цивилизации. Культура является механизмом передачи ценностей, и ее сохранение - задача каждого поколения.Хорошо известно, что слово "культура" имеет тот же корень, что слово "культ", и происходит от известного латинского глагола colere, который означает возделывать, ухаживать, а также и "почитать". Это подчеркивает важность ухода и заботы о культурном наследии, о его сохранении и передаче будущим поколениям. Культура - это нечто более глубокое, чем просто набор искусственных произведений, она является духовным и нравственным фундаментом общества.Аксиологическая тема, о которой идет речь, является неотъемлемой частью культуры и истории общества. Это важнейшая тема, которая пронизывает ее от истоков до современности, определяя, что ценно, значимо, дорого и свято для данного общества в контексте его развития.Следует отметить, что тема культуры и ценностей тесно взаимосвязана. Именно ценности определяют характер культуры и формируют ее основу. Там, где нет ценностей, там и культуры быть просто не может.Необходимо также учитывать, что попытки западноевропейской философии XVIII и XIX веков представить религию как детство человеческого разума, сегодня оцениваются критически. В частности, работы Огюста Конта, Людвига Фейербаха и Карла Маркса, которые ставили религию на уровень детского мировоззрения, считаются несостоятельными. Это особенно ярко проявилось после завершения драмы атеистического гуманизма XX века, когда вопросы ценностей и религии стали рассматриваться в новом свете.Религия не только отвечает на вопросы о смысле жизни и столкновении с болезнями и страданиями, но и предлагает практические руководства по повседневным вопросам: "Как правильно жить? Что является целью нашего существования? Во что верить и как действовать?" Марксистская философия утверждала, что основная цель человека - это служение будущим поколениям. Однако, если мы живем исключительно для будущих поколений, то какую ценность имеет наша собственная жизнь? Мы лишь передатчики информации? Какие ценности и радости будут доступны будущим поколениям, если мы не придаем значения своему собственному существованию? Это отношение к человеческой личности и ее предназначению, какому задумал ее Господь, ставит под сомнение нашу уникальность и ценность в мире.Мирча Элиаде, выдающийся исследователь религиозных вопросов XX века, утверждает, что кризис бытия обладает религиозным характером, поскольку в древних культурах бытие считалось священным. Это определение точно отражает суть.Более того, следует отметить, что не культура является первостепенной, а культ. Все начиналось с культа, с акта поклонения божеству, который сопровождался проявлением интеллектуальных и эстетических способностей человека. Жертвы Богу включали в себя не только животных, но и лучшее из того, что мог создать человек. Таким образом, возникли великолепные храмы и произведения искусства различных эпох.Именно в этих творениях искусства можно увидеть отражение веры и почитания к высшим силам, которые вдохновляли людей на создание чего-то прекрасного и возвышенного. Великие художники и архитекторы, черпая вдохновение из религиозных убеждений, создавали шедевры, которые до сих пор поражают своей красотой и глубиной смысла.Культура древних греков основывалась на концепции "пайдейи" - важном процессе воспитания и образования человека. Это понятие охватывало не только передачу знаний, но и формирование характера, моральных ценностей и эстетического вкуса. Следует отметить, что латинское слово "культура" появилось позже и включает в себя более широкий спектр значений. Для древних греков пайдейя представляла собой неразрывный процесс, направленный на достижение идеала, который объединял понятия красоты и добродетели. Они считали, что обучение и воспитание неразделимы, и отсутствие одного из них может быть опасным. Следует особо подчеркнуть, что для греческой культуры красота относилась к сфере эстетики, а добродетель - категория нравственная. Понимание этой взаимосвязи было ключевым для формирования целостной личности в древности.Современное образование стало предметом обсуждения и критики из-за его недостатков. Крен в сторону интеллектуализма привел к уменьшению внимания к физической культуре и эстетическому развитию, что является серьезной проблемой. Важно понимать, что образование должно быть всесторонним и включать в себя не только умственное, но и физическое и духовное развитие.Необходимо приложить усилия для того, чтобы сохранить и развивать основы культуры в образовании. Эти основы являются фундаментальными и значимыми, но, к сожалению, они часто остаются недостаточно освещенными. Подобно растениям, которые нуждаются в заботе и внимании, культурные ценности требуют постоянного внимания и ухода.Как земледелец, сеющий семена и заботящийся о их росте, образовательные системы должны уделять внимание каждому аспекту развития учащихся. Иначе сила и мощь природы, в данном случае - недостатки современной системы образования, могут подавить и вытеснить все остальные важные аспекты.Сегодня мы сталкиваемся с явлением активного раскультуривания, которое происходит на глазах у нас. Появилось даже специальное понятие - "новая нормальность", чтобы описать вводимые в обиход практики. Этот процесс также сопровождается переименованием различных дикостей в "новую культуру". Примером таких изменений может служить прошедшая Олимпиада.На фоне событий Олимпиады, репортажи о которой представляют довольно пессимистическую картину, возникает вопрос о духовном и культурном состоянии западной цивилизации. Наблюдая за этими картинками, не могу не задуматься о том, насколько важно сохранять уважение к высшим ценностям и традициям. Ведь в противном случае, мы рискуем потерять не только себя, но и свою сущность.Жуткие образы с Олимпиады, отражающие некий регресс, заставляют задуматься о том, насколько важно сохранять свою культурную идентичность в условиях глобализации. Попытки западной цивилизации навязать свои стандарты и ценности другим культурам могут привести к потере уникальности и богатства культурного многообразия.Сон - это не просто время отдыха для тела, это важный процесс восстановления и обновления для всего организма. Отсутствие качественного сна может привести к серьезным последствиям для здоровья и благополучия человека. Таким образом, сон играет ключевую роль в жизни каждого человека, и его ценность нельзя недооценивать.Раскультивирование и раскультуривание приводят к утрате связи с высокими ценностями и духовными идеалами. Этот процесс дегуманизации лишает человека его истинного человеческого достоинства, которое формируется благодаря культуре и религии. Как отмечал Шекспир через Гамлета, человек становится подобен животному, если его желания сводятся только к еде и сну.Наслаждение, еда и сон - эти понятия становятся центральными в жизни современного человека, заменяя более высокие идеалы. Однако стоит помнить, что именно в гармонии с духовными ценностями и культурными традициями человек может обрести истинное счастье и полноту жизни. Важно находить баланс между физическими потребностями и духовным развитием, чтобы не утратить свою человечность и связь с истинными ценностями.Высокая честь и воспитание - важные аспекты, которые отражаются в значении латинского слова colere. Это указывает на значимость развития высоких нравственных принципов в человеке, на подобие возделывания нивы человеческого сердца. Отказ от стремления к совершенству в пользу соблазнов и деградации является предательством человека и человечности.Культуролог Юрий Лотман высказал мысль о том, что культура начинается с запретов. Это означает, что важно устанавливать границы и правила, чтобы общество могло развиваться и сохранять свои ценности. Лотман считал, что именно в соблюдении запретов и ограничений заключается основа культурного развития.Согласно Лотману, важно не только уметь дискутировать и выражать свою точку зрения, но и быть способным внимательно слушать собеседника. Это позволяет строить конструктивный диалог и обогащать свой внутренний мир через общение с другими людьми.В любой традиции присутствуют религиозные заповеди, включая запреты, которые являются основой культурного развития. Эти этические ценности придают содержание культуре, как считал Юрий Лотман. Интересно, что даже человек, далекий от религиозной веры, признавал важность этих ценностей. Если бы подобное высказал священник или патриарх, его бы разнесли в пух и прах либеральные интеллигенты. Отказ от религиозных запретов означает отказ от этических ценностей, и об этом следует напоминать сегодня и в будущем.Запреты играют значительную роль в формировании человеческой личности. Они не являются просто путами или ограничениями, а скорее направляющими принципами, которые помогают человеку развиваться и становиться лучше. Опыт человечества и вдохновение, а также глубокая вера - все это источники, из которых берутся запреты.Известно, что запреты помогают людям устанавливать границы и понимать, что является правильным или неправильным. Они способствуют формированию моральных ценностей и этических убеждений. Благодаря запретам человек может развивать самоконтроль и самодисциплину, что важно для достижения успеха в жизни.Не следует воспринимать запреты как лишение свободы или возможности. На самом деле, они являются инструментом, который помогает человеку строить свою жизнь в соответствии с ценностями и принципами, которые ему важны.Источник и фото - rg.ru