80 лет Великой Победе!
Северным регионам еще предстоит раскрыть свой транспортный потенциал

Эти проектыоставляют возможность сократить время и затраты на доставку грузов, улучшить доступность региона повысить его конкурентоспособность на межународном уровне.

Однако, чтобы реализовать все потенциальные преимущества МТК "Север - Юг" и СМП, необходимо преодолеть ряд проблемных мест. В первую очередь, это связано с необходимью развития инфраструктуры в районе МТ "Север - Юг", а также обеспечения безопасности на Северном мском пути.

На конференции "Трилогия"ло подчеркнуто, что логистическая сфера Север-Запада успешно справилась с основнымиовами, созданными в условиях экономических санкций. Благодаря акной работе специалистов и правительства удалось обесечить стабильный рост отрасли. Однако, остается ещё немало задач дальнейшему развитию логистики в этом регионе.

Важно отметить, что Петербургеет значительные возможности для участия в процессе развития МТК "Север - Юг" и СМП.ород является ключевой транспортной точкой на этом пути благодаря своей глубокодной портовой инфраструктуре. Это открывает широкие перспективы как для развития грузопока через Петербургский порт, так и для создания новых транзитных цепочек.

В целом можнолючить, что при условии успешной решения проблемных задач связанных с МТКСевера - Юж", а также при активном участ Петебргского порта в развитии логистических потоков по CMP будут созданы благоприятные

Экспертное мнение: Рост грузооборота Большого порта Санкт-Петербурга в первом квартале 2024 года на 39,7 процента свидетельствует о возрастающем интересе бизнеса к маршрутам, соединяющим российские порты в Финском заливе с портами Юго-Восточной и Южной Азии, а также Африканского континента. Этот тренд подтверждается и ростом железнодорожных перевозок на Северо-Западе России. Особенно важным является рост перевозок по Октябрьской железной дороге (ОЖД), где за первые пять месяцев 2024 года перевезено 484,1 тысячи груженых и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Этот динамичный рост грузоперевозок свидетельствует о развитии торговых связей и укреплении позиций российских портов на мировой логистической карте.

В течение указанного периода было перевезено 5,5 миллиона тонн грузов, что на 1,8 раза больше, чем в предыдущем году. Особенно значительный рост был отмечен в перевозке удобрений (3,4 раза), автомобилей и комплектующих (2,7 раза), а также нефти и нефтепродуктов (1,8 раза).

Однако, несмотря на положительные результаты, начальник Октябрьской железной дороги, Виктор Голомолзин, отмечает, что все еще существует дисбаланс в загрузке транспортных коридоров, проходящих через Северо-Запад. Например, в рамках МТК "Запад-Восток", который связывает Европу с Китаем, ОЖД за пять месяцев текущего года перевезла дополнительные 211 тысяч контейнеров по сравнению с тем же периодом в 2023 году.

Это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования транспортной инфраструктуры, чтобы обеспечить более эффективную и сбалансированную перевозку грузов по всем направлениям.

Новые возможности для логистики открываются с развитием контейнерных перевозок автомобильных комплектующих из Китая для "Автозавода Санкт-Петербург". Этот успешный опыт уже привлекает внимание других автопредприятий России и Белоруссии, которые также заинтересованы в использовании данной транспортной логистики. Помимо этого, значительно возросли объемы перевозки с Дальнего Востока рыбы и морепродуктов, что свидетельствует о динамичном развитии отрасли.

Интерес к Северному морскому пути остается высоким для железнодорожников и логистических компаний. По словам начальника ОЖД, логистические мощности для контейнеров, доставляемых через Большой порт Санкт-Петербург по СМП, становятся все более востребованными, и компании бронируют их за три месяца до отправки судна. Это свидетельствует о растущем интересе к использованию Северного морского пути как альтернативного маршрута для международных перевозок.

В свете новых геополитических условий МТК "Север - Юг" остается недозагруженным, несмотря на значительный прирост грузооборота в начале 2024 года. Этот транспортный коридор становится все более перспективным для грузоотправителей, желающих минимизировать риски перевозок через Суэцкий канал и Красное море.

Интересно, что именно Санкт-Петербург является самой северной точкой МТК "Север - Юг", представляя собой альтернативу традиционному морскому маршруту из Европы в Азию. Этот факт подчеркивает важность развития данного транспортного направления для обеспечения эффективной логистики и диверсификации маршрутов грузоперевозок.

Руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта, Юрий Чижков, отмечает, что в 2023 году суммарный объем экспортно-импортных перевозок по трем маршрутам МТК "Север - Юг" составил 17,6 миллиона тонн. Это показатель, который, хоть и не является самым высоким, все же демонстрирует потенциал этого транспортного коридора для дальнейшего роста и развития.

Эксперты отмечают, что для успешного развития МТК "Север - Юг" необходимо решить целый комплекс проблем. Одной из ключевых задач является модернизация железнодорожной инфраструктуры в Дербенте (Россия), Азербайджане, Туркменистане и Иране. Это позволит увеличить пропускную способность и эффективность транспортного коридора.

По планам правительства РФ, к 2030 году планируется развить мощности МТК "Север - Юг" до 30 миллионов тонн, а к 2035 году - до 35 миллионов тонн. Однако на пути к этим целям стоят серьезные препятствия. Низкая пропускная способность каспийских портов, нехватка грузовых судов и паромов на Каспии, а также возможные ограничения из-за вторичных западных санкций создают сложности для развития коридора.

Существует опасение у ряда стран и перевозчиков, что под различными предлогами часть грузов может быть заблокирована, например, через Азербайджан. Для обеспечения стабильного функционирования МТК "Север - Юг" необходимо активно работать над устранением этих проблем и созданием благоприятных условий для перевозок.

Директор филиала АО "РЖД Логистика" в Санкт-Петербурге Максим Лосев уверен, что для изменения ситуации с перевозками товаров из Петербурга в Индию необходимо проводить разъяснительную работу с потенциальными клиентами. Он подчеркивает важную роль МТК "Север - Юг" в уравновешивании рисков, с которыми сталкиваются морские перевозки в последние годы. В то время как существующая инфраструктура МТК недозагружена, многие российские перевозчики все еще предпочитают дальний морской путь, игнорируя безопасный сухопутный маршрут.

Максим Лосев отмечает, что железнодорожный транспорт всегда отличался надежностью и сохранностью грузов. Однако, несмотря на это, многие перевозчики не осознают преимущества использования МТК "Север - Юг". Это может быть связано с недостаточной информированностью о возможностях и преимуществах данного маршрута. Поэтому важно проводить разъяснительную работу с потенциальными клиентами, чтобы они могли принять осознанное решение о выборе транспортного маршрута.

МТК "Север - Юг" имеет огромный потенциал для развития и улучшения перевозок между Петербургом и Индией. Этот сухопутный маршрут позволяет сократить время доставки и снизить риски, связанные с морскими перевозками. Кроме того, использование железнодорожного транспорта позволяет сэкономить на затратах и уменьшить негативное влияние на окружающую среду.

Для успешного привлечения клиентов к использованию МТК "Север - Юг" необходимо проводить информационные кампании, организовывать семинары и конференции, где перевозчики смогут получить подробную информацию о преимуществах данного маршрута. Также важно активно сотрудничать с логистическими компаниями и торговыми предприятиями, чтобы они осознали выгоды использования сухопутного маршрута и стали активно его применять. Только таким образом можно изменить ситуацию и увеличить загрузку МТК "Север - Юг", что приведет к оптимизации перевозок и улучшению логистических процессов.

С ростом грузооборота в южном и юго-восточном направлении новые возможности откроются и на северном конце коридора. Эксперт Лосев подчеркивает важность предоставления сервиса клиентам по сбалансированным ценам. Он отмечает, что сегодня наиболее удобным является восточный маршрут МТК, который связывает Москву, Петербург, Урал и Сибирь с Ираном и портами Индийского океана.

По мнению Лосева, развитие этого коридора также способствует увеличению перевозок в страны Восточной Африки и Аравийского полуострова. Он подчеркивает, что расширение грузопотока на южном направлении открывает новые перспективы для северного направления. Важно обеспечить клиентов возможностью использовать эти перспективы по доступным ценам.

Северо-Запад России становится все более привлекательным для зарубежных партнеров благодаря своему потенциалу как транспортного хаба. По словам Юлии Зворыкиной, проректора Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе, важно развивать инфраструктуру, соединяющую МТК "Север - Юг" с СМП и внутренними водными путями России.

Юрий Чижков подчеркивает, что МТК "Север - Юг" представляет собой значительную возможность для экспорта традиционных грузов Северо-Запада. Он выделяет такие товары, как древесина, пиломатериалы, фанера, бумага, а также химические удобрения, как потенциальные кандидаты для экспорта через этот маршрут.

По мнению Юлии Зворыкиной, развитие транспортной инфраструктуры на Северо-Западе способствует укреплению экономических связей с зарубежными партнерами. Это открывает новые возможности для региона и способствует увеличению объемов торговли и обмена товарами между странами.

Санкт-Петербург и Ленинградская область, несмотря на санкционное давление Запада, остаются важными регионами для транспортировки грузов. С их портами и логистическими мощностями, они играют ключевую роль в экспорте и импорте товаров, подчеркивает вице-президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек. Этот регион может также внести значительный интеллектуальный вклад в развитие транспортного коридора в Юго-Восточной Азии и Африке, например, участвуя в проектировании и строительстве судов для Каспийского моря, отмечает Чижков.

Кроме того, следует отметить, что Санкт-Петербург является не только транспортным узлом, но и центром формирования российской политики в Арктике. Это позволяет городу активно участвовать в развитии стратегий для северных морских маршрутов и использования ресурсов в этом регионе. Таким образом, Северная столица России играет важную роль не только в экономике, но и в геополитике.

Взаимодействие между Санкт-Петербургом и другими регионами мира, особенно в контексте транспортных маршрутов и логистики, открывает новые перспективы для развития международного сотрудничества. Важно продолжать исследования и инновации в этой области, чтобы обеспечить эффективное и устойчивое развитие транспортных связей и укрепить позиции Санкт-Петербурга на мировой арене.

В Петербурге сохраняется подготовка кадров, а также находится старейшее гидрографическое предприятие, которое играет важную роль в обеспечении навигации на всем протяжении Северного морского пути. Кроме того, город является центром для всех, что связано с геологией и гидрометеорологией. Это подтверждается программами стратегического развития, в которых большое количество проектов на 70-80, а то и на 100 процентов связаны с Петербургом. Необходимо отметить, что уникальные возможности петербургского региона будут востребованы и в интересах развития МТК "Север - Юг". Одним из ключевых факторов успеха будет система интермодальности, которая предусматривает совмещение возможностей и обязательную координацию действий железнодорожного, автомобильного, морского и речного транспорта. Это позволит оптимизировать логистические процессы и обеспечить более эффективную транспортную инфраструктуру в регионе.

Источник и фото - rg.ru

© 2014-2024 Информационный портал «petrokorpus.ru». Настоящий ресурс может содержать материалы 18+. Использование материалов издания - как вам угодно, никаких претензий со стороны нашего СМИ не будет. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Контакты редакции: +7 (495) 765-41-64, info@rim.media