Этот классический спектакль, отсутствовавший в репертуаре театра почти тридцать лет, стал настоящим балетным гвоздем весенне-летнего фестиваля "Звезды белых ночей".
"Коппелия" - это не только балет, но и наследие, переданное нам из глубины веков. Этот произведение как будто соединяет в себе мистическую атмосферу Гофмановской новеллы "Песочный человек" с романтической комедией, созданной великим Артуром Сен-Леоном. Каждый эпизод, каждый движение артистов в этом балете пропитаны историческими корнями и талантом великих мастеров."Коппелия" - это не просто спектакль, это возможность погрузиться в мир танца и музыки, ощутить волнение и восторг от живого исполнения классической постановки. Этот балет становится не только представлением, но и путешествием во времени, позволяя зрителям окунуться в атмосферу эпохи и насладиться великолепием балетного искусства.Сен-Леон, великий балетмейстер, чья творческая деятельность простиралась на три десятилетия, создал сценарий, наполненный традиционными танцами и элегантными аллегориями. Его "Коппелия" стала вехой в истории балета, открыв ему двери Парижской оперы. Премьера произведения состоялась в мае 1870 года и стала триумфом таланта Сен-Леона, но вскоре после этого великий художник покинул этот мир, оставив свою бессмертную работу потомкам.Спектакль "Коппелия" не исчез с уходом его создателя, он нашел новую жизнь в постановках Мариуса Петипа и Александра Горского. Именно их версии балета стали основой для мировых постановок, которые до сих пор радуют зрителей и считаются неотъемлемой частью русского академического наследия. В Петербурге и Москве "Коппелия" стала символом изящества и грации, перенося зрителей в мир волшебства и танцев.В последние годы интерес к балету "Коппелия" стремительно возрос благодаря удачному сочетанию музыки Делиба и многоплановой истории Гофмана. Этот парадоксальный балет стал объектом внимания нескольких театров и хореографов. Большой театр восстановил классическую петербургскую версию под руководством Сергея Вихарева, а Михайловский театр представил старую московскую интерпретацию в постановке Михаила Мессерера. Алексей Ратманский в театре Ла Скала переосмыслил старинный спектакль, добавив в него новые танцевальные решения и хореографические приемы. Также Жан-Кристоф Майо, руководитель Балета Монте-Карло, создал уникальный спектакль "Coppel-I.A." на музыку Бертрана Майо, в котором кукла стала символом искусственного интеллекта и современных технологий. Эти различные интерпретации и постановки "Коппелии" позволяют зрителям увидеть балет в новом свете и оценить его актуальность и важность в современном мире искусства. Каждый новый спектакль приносит свой взгляд на эту классическую историю, делая ее более доступной и интересной для публики всех возрастов.Александр Сергеев - талантливый хореограф, чьи работы олицетворяют собой уникальное взаимодействие с классическим балетом. Его творчество не только вписывается в рамки академического танца, но и стремится к современной интерпретации и аранжировке. Сегодняшний Мариинский театр не мог бы обойтись без его вклада в искусство балета.Одним из ключевых моментов в карьере Сергеева стали постановки, которые отличаются от традиционных классических произведений. Например, его интерпретация "Двенадцати" по мотивам Блока в Мариинском театре и абстрактные "Концертные танцы" в Ростове и Петербурге подчеркивают его стремление к новаторству и современной эстетике.Сергеев не просто создает постановки, он исследует границы традиционного балета и ищет новые формы выражения. Его работы не только вызывают восхищение зрителей, но и вносят свежий взгляд на классическое искусство.В балете "Коппелия" Сергеев не только сохранил партитуру Делиба, но и привнес в него свою уникальную интерпретацию. Он перекомпоновал музыку под собственное либретто, создавая новый взгляд на знаменитую историю. Фокус внимания в его постановке смещен с Франца и Сванильды на загадочного Коппелиуса - мастера кукол.Уникальность постановки Сергеева заключается в том, что он превратил престарелого чудака Коппелиуса в молодого ученого и испытателя. Этот персонаж теперь пытается работать с новейшими технологиями, что придает балету современный шарм и актуальность. На фоне проекций математических формул Коппелиус предстает перед зрителями в новом свете, а его дом становится центром внимания. В аккуратном особняке мастера кукол раскрывается вся та таинственность и загадочность, которая присуща этому персонажу. Лавка на первом этаже, где он продает свои механические игрушки, и кукольная лаборатория на втором этаже создают атмосферу загадочности и магии.Коппелия, как одна из армии кукол, становится символом стремления хозяина вдохнуть в них человеческую душу. Этот мотив пронизывает всю постановку и придает ей глубину и философский смысл. В итоге, балет "Коппелия" в постановке Сергеева становится не только зрелищем, но и исследованием человеческой природы и стремлений.Спектакль балета в исполнении Мариинского театра, созданный при участии хореографа, представляет собой не просто выступление на сцене, а настоящее произведение искусства, призванное радовать и вдохновлять зрителей всех возрастов. Важно отметить, что творческая команда настаивает на том, что это - "спектакль для семейного просмотра", что добавляет ему особого очарования и значимости.Мобильность и динамичность спектакля, его грубоватость и необычные сюжетные склейки создают неповторимую атмосферу, наполненную розовой зефирностью сценографии. Элементы различных цветов, будто разбросанные пирожные-макароны, придают представлению особую игривость и волшебство, перенося зрителей из реальности в мир фантазии.Хореографические номера, созданные под руководством Сергеева, олицетворяют собой смесь различных танцевальных стилей и направлений. В них переплетаются образы французской аристократки принцессы Авроры из "Спящей красавицы" и персидской принцессы Ширин из "Легенды о любви", создавая уникальное хореографическое полотно, насыщенное эмоциями и красотой.Балет Мариинского театра - это не просто представление, это настоящее путешествие в мир танца и музыки, которое оставляет незабываемые впечатления и вдохновляет на новые творческие открытия.Спектакль, созданный Леонидом Алексеевым, является настоящим калейдоскопом стилей и эстетики, где "Шербурские зонтики", "Поющие под дождем" и "Стиляги" переплетаются в удивительную гармонию. Этот театральный конфитюренбург, как его называет критика, становится местом, где художник Сергеев выхватывает из патоков Делиба новые идеи и образы.Среди этого хаоса и креативного буйства возникают удивительные массовые танцы горожан - живой Чардаш и стильная Мазурка, где традиционные движения народных плясок переплетаются с современными танцевальными трендами. Это как будто путешествие сквозь временные слои и культурные коды, где каждый шаг открывает новые смыслы и ассоциации.И особенно ярко это проявляется в монологах Коппелиуса, где в пластике персонажа раскрывается уникальное мастерство Сергеева-танцовщика. Каждое движение, каждый жест наполнены глубоким смыслом и парадоксальной текучестью, заставляя зрителя видеть знакомые образы в новом свете. В этой интерпретации роли Коппелиуса открывается целый мир танцевального искусства, где каждое движение становится повествованием о человеческой природе и вечных темах жизни.В мире искусства балета, существует множество произведений, которые способны поразить зрителя своей красотой и грацией исполнения. Однако, не всегда балеты, созданные для семейного просмотра, вызывают такой же восторг, как и классические произведения. Тогда и становится очевидным, что балет для семейного просмотра - это просто хороший балет. И плюшевый медведь ему совсем не нужен.Некоторые люди могут считать, что добавление элементов детской музыкальной сказки или использование костюмов с мультяшными персонажами делает балет более привлекательным для семейного аудитории. Однако истинная красота и сила балета заключается в его исполнении, в технике и эмоциональной глубине танцоров, а не в декорациях или реквизите.Именно в момент, когда зритель забывает о внешних атрибутах и погружается в мир движения и музыки, балет раскрывает свою истинную суть и красоту. Поэтому, чтобы по-настоящему насладиться балетом, необходимо просто открыть свое сердце и ум, без ожиданий и предвзятости.Источник и фото - rg.ru