Эта "полярная Одиссея" наполнила их незабываемыми моментами и впечатлениями. С начальником экспедиции СП-41, Кириллом Фильчуком, мы обсудили их будущие планы.
Нового вида тюленя, белого медведя и прочих крупных обитателей высоких широт во время дрейфа не обнаружили, как сообщил Кирилл Фильчук. Однако, существует надежда на обнаружение новых видов мелких организмов, обитающих на дне и в толще воды. Особый интерес представляют пробы, взятые с глубины 4 900 метров, которые могут содержать уникальные данные о морской фауне и флоре.Какие исследования, проведенные во время дрейфа, можно считать наиболее перспективными? Что можно ожидать от анализа полученных данных? Возможно ли, что открытия, сделанные во время экспедиции, изменят наше представление о биоразнообразии в Арктике? Эти и другие вопросы станут предметом внимания ученых в ближайшее время.Наша экспедиция отличалась не только тем, что мы находились в регионе, о котором очень мало известно, но и тем, что мы активно восстанавливали данные по различным научным направлениям. Метеорология, гидрология, океанология, биология - все эти области знаний были в центре нашего внимания. Мы не только изучали природные процессы, но и исследовали возможности адаптации человека к жизни и работе в условиях дрейфа.Уникальность нашей экспедиции проявлялась не только в научных открытиях, но и в особенностях ее организации. Начиная с судна сопровождения, которое было специально адаптировано для наших целей, и заканчивая сбором проб с такой глубины океана, которая редко исследуется. Каждый этап нашей работы был продуман до мелочей и имел свою важную научную ценность.Мы не только выполняли определенные упражнения и замеряли показания по состоянию организма участников экспедиции, но и анализировали полученные данные с целью лучшего понимания влияния дрейфа на человеческое здоровье и работоспособность. Наши исследования открывают новые горизонты в понимании взаимодействия человека с экстремальными условиями окружающей среды.Экспедиция в высокоширотную Арктику, проведенная в рамках проекта СП-41, является важным этапом в возобновлении комплексных исследований этого региона. Она демонстрирует потенциал для организации международных экспедиций, несмотря на сложную политическую обстановку. Ученые из разных стран проявляют интерес к проекту и готовы принять участие в его реализации.Основная группа ученых, участвовавших в экспедиции, представляла Петербург, Арктический и антарктический НИИ. Однако также принимали участие коллеги из Томска, Мурманска и Москвы. Это свидетельствует о широком масштабе исследовательской работы, проводимой в рамках проекта.Уникальность проекта СП-41 заключается в том, что он представляет собой первую в мире дрейфующую станцию, созданную на базе специально сконструированного судна. Это открывает новые возможности для изучения Арктики и позволяет проводить исследования в условиях, ранее недоступных для ученых.Экспедиция на самом краю планеты была невероятно сложной и требовала от нас огромной выдержки и профессионализма. Но, несмотря на все трудности, мы смогли успешно завершить миссию благодаря нашему начальнику, Кириллу Фильчуку. Он был не только организатором всех работ, но и настоящим лидером, способным поддерживать позитивный настрой и дружескую атмосферу в коллективе в течение всего дрейфа.Что было самым сложным в дрейфе? Кирилл Фильчук: Одной из самых сложных моментов было постоянное увеличение сроков экспедиции. Мы планировали провести год на дрейфе, но в итоге это заняло 20 месяцев из-за непредсказуемых ледовых условий. Это создавало серьезные вызовы для нашей команды.Несмотря на все трудности, мы смогли преодолеть все препятствия благодаря нашей сплоченности и профессионализму. Кирилл Фильчук смог поддерживать коллектив в тяжелых условиях и обеспечить позитивный настрой, что было решающим фактором для успешного завершения миссии.На классической полярной станции дрейф был бы намного труднее, чем на судне, где есть множество развлечений и возможностей для досуга. На судне каждый член экипажа имеет доступ к персональному компьютеру, фильмам, музыкальным инструментам, книгам - как электронным, так и обычным, а также к спортзалу с тренажерами и сауне с купелью. Более того, на судне проводятся соревнования по футболу на льду, организуются местные радиопередачи, концертные программы, праздники и дни рождения. Эти разнообразные мероприятия помогают сделать время на судне более приятным и интересным для экипажа, в отличие от ситуации на полярной станции, где дрейф может быть лишен разнообразия и развлечений.На самом деле, самым трудным днем был не тот, когда мы столкнулись с экстремальными погодными условиями, а когда пришлось с края Земли эвакуировать на Шпицберген заболевшего члена экспедиции. Это была сложная логистическая операция с использованием вертолетов, и в то время нам пришлось принимать решения, которые могли повлиять на человеческую жизнь. Когда речь идет о чьей-то жизни, каждое решение становится более значимым. Ближайшим жильем была Международная космическая станция, и не сразу стала понятна схема эвакуации. Это был день, когда мы по-настоящему осознали, что наша работа связана с риском и ответственностью за жизнь других людей.Кроме того, важно отметить, что после этого события мы стали более осознанно подходить к планированию и подготовке к экстремальным ситуациям. Мы извлекли уроки из этого опыта и улучшили наши процедуры и протоколы, чтобы быть лучше подготовленными к подобным ситуациям в будущем.Сейчас, когда я вспоминаю этот день, я понимаю, что это был не просто трудный день, а день, который изменил наш взгляд на нашу работу и наше понимание ответственности перед другими людьми.На самом деле, работа в Арктике и Антарктике требует не только физической выносливости, но и психологической устойчивости. Кирилл Фильчук, опытный исследователь, рассказывает о своих впечатлениях от работы в экстремальных условиях. Когда уже высадились на дрейфующую станцию, начали обустраиваться, строить домики. Все вроде бы идет по плану. И раз - под ногами начинает расползаться лед, возникает трещина. А ты уже ничего не можешь предпринять: льдину не поменяешь. И при этом судно, которое тебя доставило, уже ушло. Или самолет улетел.Кирилл Фильчук делится своими впечатлениями о работе в Арктике и Антарктике. Он рассказывает, что дни там сливаются в калейдоскоп, и каждый день принес новые вызовы и испытания. Последний самый радостный момент - когда они в апреле этого года смогли самостоятельно, без помощи ледокола, выйти в открытую воду. У всех был всплеск эмоций. И потому что было понятно: впереди - дом, и потому что вышли сами.Одним из самых стрессовых моментов для Кирилла Фильчука была ситуация, когда лед под ногами начал расползаться, и он осознал, что его команда осталась на дрейфующей станции без возможности вмешаться в происходящее. Эти непредсказуемые ситуации требуют не только физической подготовки, но и ментальной устойчивости.Белые медведи заходили? Кирилл Фильчук: Да, они заходили. Один раз даже разорили палатку океанологов. Хорошо, что там не было людей. Эти медведи чувствовали себя хозяевами. Поэтому сейчас всегда соблюдается правило: на лед только в сопровождении егеря с оружием. Критических ситуаций не возникло.Важно понимать, что белый медведь – это один из самых крупных и опасных хищников на планете. Они обладают невероятной силой и скоростью, поэтому необходимо соблюдать осторожность при встрече с ними.А в 2015 году я чуть лично не познакомился с белым медведем. Он стоял в 10 метрах от меня (а расстояние 50 метров - уже крайне опасная дистанция, с которой медведь атакует). Появился он неожиданно возле продуктового склада. Спасло, что медведь отвлекся на еду, и мы выиграли время. Запустили сигнальные снаряды, потом быстро сели на снегоходы и умчались.Белые медведи - удивительные существа, которые обитают в суровых условиях Арктики. Их поведение и взаимодействие с людьми представляют серьезную угрозу, поэтому необходимо принимать все меры предосторожности при встрече с ними.Первый рейс уникальной платформы "Северный полюс", которая была судном сопровождения СП-41, - опытный. Как она себя показала?Кирилл Фильчук, главный инженер проекта, поделился своими впечатлениями: "Глобальных проблем, влияющих на работоспособность платформы, нет. Судно отлично спроектировано с учетом стоящих перед ним задач. Мы провели тщательные испытания перед отправкой на Северный полюс и уверены в его надежности и эффективности".Действительно, платформа "Северный полюс" не является ледоколом и не обладает высокой скоростью и ледопроходимостью. Однако, для судна, предназначенного для использования в качестве платформы, дрейфующей со льдами станции, эти параметры не столь важны. Главное, чтобы платформа могла успешно выполнять свои задачи на месте.Однако, в процессе первого рейса был выявлен один существенный недочет - недостаточный обогрев ангара для научных исследований, который открывается при выполнении забортных работ с тяжелым погружным оборудованием. При температурах ниже минус 30 градусов работать в таких условиях становится некомфортно и затруднительно. Однако, Кирилл Фильчук подчеркнул, что эта проблема решаема и уже ведется работа над улучшением системы обогрева ангара.Таким образом, первый рейс платформы "Северный полюс" показал ее общую надежность и эффективность, однако, некоторые аспекты, такие как обогрев ангара, требуют дальнейшего совершенствования. Это важный опыт, который поможет улучшить функциональность и комфорт работы на платформе в будущих экспедициях.Экспедиция в арктические широты может показаться романтической и комфортной, если судно оснащено соответствующим образом. Однако, Кирилл Фильчук утверждает, что арктическая природа не делает скидок на комфорт. В экспедиции приходится преодолевать множество трудностей, даже при наличии комфортных условий на судне.Одной из трудностей было неоднократное сворачивание лагеря и эвакуация на борт судна. Даже метеорологам пришлось восемь раз переезжать со своей станцией. Это подчеркивает, что даже на хорошо оснащенном судне природные условия могут создавать непредвиденные трудности.Кроме того, в экспедиции остается множество непревзойденных впечатлений, таких как звездная бесконечность, белое безмолвие, переход от полярной ночи к полярному дню и встреча с белым медведем. Все это демонстрирует, что даже в комфортабельной экспедиции природа сохраняет свою непредсказуемость и величие.Во время экспедиции метеорологи выразили предпочтение жить в домике на льду, а не на судне, утверждая, что это более удобно из-за их вахт. Однако вскоре после начала экспедиции произошел разлом льда, и стало очевидно, что оставлять людей на расстоянии 600-800 метров от судна на ночь может быть опасно из-за возможного образования трещин. В связи с этим было решено не рисковать, и вместо этого был организован беспроводной канал связи для сбора метеорологической информации. Данные с приборов, установленных на льду, передавались на судно, и были подготовлены необходимое материально-техническое оснащение и план действий для подобной ситуации.Как только вы оказываетесь в дрейфе, вы начинаете скучать по дому, но как только вы дома, вас тянет обратно в экспедицию. Это так же, как и для всех. Я точно знаю, что меня снова потянет на полюс. Однако на этот раз я не планирую присоединяться к экспедиции СП-42, мне нужен перерыв. В противном случае моя семья спросит, зачем я им, если я постоянно отсутствую. И они будут правы.Кстати, после разлома со временем метеорологам даже понравилось не бегать на лед, а собирать массив данных из лаборатории на борту. Это открыло новые перспективы и возможности для исследований.Кирилл Фильчук: Спокойной и размеренной работы без происшествий. Но быть всегда готовыми к экстремальным событиям. Помнить о главном правиле полярника: пока в экспедиции - расслабляться нельзя. Это особенно важно для успешного завершения миссии и безопасного возвращения домой.В дневнике обозревателя "РГ" можно найти увлекательные описания первой экспедиции на ледостойкой платформе "Северный полюс" в Арктику. На СП-41, где была наша смена, было много молодежи, которой нравится находиться в северной реальности и заниматься важным делом. Я уверен, что на СП-42 они также будут активно участвовать.Ребята, принимавшие участие в экспедиции, делились своими впечатлениями и эмоциями, описывая каждый день на платформе. Их рассказы позволяют окунуться в атмосферу уникального опыта и понять, как важна работа на "Северном полюсе".Необходимо отметить, что подобные молодежные исследовательские проекты способствуют не только развитию научных знаний, но и формированию лидерских качеств у участников. Ведь работа в экстремальных условиях требует не только физической выносливости, но и умения принимать быстрые и взвешенные решения.Источник и фото - rg.ru