На новой сцене Александринского театра до 24 августа можно окунуться в мир совершенно невероятных пластических спектаклей. О том, каково это - когда твоему детищу-фестивалю уже больше четверти века, на деловом завтраке в петербургской редакции "РГ" рассказал основатель и директор Международного фестиваля современного танца Open Look ("Открытый взгляд"). Вадим Каспаров.
Несмотря на все сложности и препятствия, Международный фестиваль современного танца Open Look продолжает свое развитие и растет с каждым годом. Вадим Каспаров поделился своими мыслями о том, каким образом им удалось довести фестиваль до 26-й юбилейной цифры. "Кто бы мне сказал в 1999 году, когда мы провели первый Open Look, что будет 26-й фестиваль - я бы не поверил, честно говоря. Мы в то время жили короткими отрезками. На перспективу никто не планировал, и это, конечно, неправильно. Большие проекты надо делать вдолгую", - отметил он.Поддержка и понимание со стороны зрителей, артистов и партнеров стали ключевыми факторами в успешном развитии фестиваля. Open Look стал не просто мероприятием в культурной жизни города, а настоящим ярким событием, которое объединяет любителей современного искусства со всего мира.Наша страсть к танцу и искусству привела к созданию театра современного танца и школы-студии "КАННОН ДАНС" вместе с моей женой Натальей. Это было всего за год до запуска фестиваля, который сегодня отмечает свое 27-летие. Наша организация вошла в состав "Петербург-концерта" два года назад, получив государственный статус. Этот шаг обеспечил нам стабильность, позволяющую планировать на долгосрочную перспективу.Сегодня мы можем с уверенностью говорить о наших планах на несколько лет вперед, что ранее казалось невозможным. Например, в апреле этого года мы уже согласовывали выступление на январь 2025 года. Такой долгосрочный подход открывает перед нами новые возможности для развития и роста.На данный момент мы активно работаем над расширением наших планов и проектов на системном уровне. Мы стали частью "Центра развития проектов современной хореографии" ГБУК "Петербург-концерт", где совместно с другими фестивалями, такими как Open Look, "Пятилетка" и "Танец будущего/Dance4Kids", продвигаем современное танцевальное искусство на новый уровень.В июне 1999 года мне сообщили, что в Питер приезжает американская танцевальная компания "Билл Янг и Танцоры", и попросили проконтролировать организацию гастролей. Свой шанс мы не упустили, но захотели удивить город, предложив другой подход. Пригласили Александра Кукина, чтобы он провел две недели мастер-классов, и американцев тоже попросили провести мастер-классы. Именно тогда мы нащупали алгоритм: из чего должен состоять фестиваль. Но если сравнивать первый фестиваль и нынешний - разница в чем?Одним из ключевых отличий между первым фестивалем и нынешним является уровень масштаба и организации. Первый фестиваль был задуман скорее как эксперимент, в то время как сегодняшний фестиваль представляет собой крупное культурное событие с участием мировых звезд и широким медийным покрытием. Кроме того, с годами фестиваль приобрел большую популярность и признание как в России, так и за рубежом.Еще одним важным аспектом, который отличает первый фестиваль от нынешнего, является разнообразие представленных жанров и форм искусства. Если в начале пути фестиваль был сконцентрирован в основном на танцевальном искусстве, то сегодня он объединяет различные направления: от театральных постановок до музыкальных выступлений и художественных выставок. В этом заключается эволюция и развитие фестиваля со временем.Отечественные технологии современного танца мы утратили в 1930-х годах. Тогда стояла задача унификации, создания стандартов, и в стране развивалась актерская система - Станиславского, хореография - Вагановой... Но одновременно переставало развиваться все остальное. Кстати, современную художественную гимнастику нам дали петербургские "модернисты", которые увели свободные пластические движения под крыло Института физической культуры имени Лесгафта.Именно в этом контексте становится важным понимание внутренней механики успешных гастролей и образовательной составляющей, которые должны сопровождать выступления. Как они добиваются результата? Какая технология подготовки используется? Почему иностранные машины в производстве танцевальных шоу считаются лучшими, чем наши? Эти вопросы становятся ключевыми для понимания современного танцевального искусства.Понимание исторического контекста развития танцевальных технологий позволяет лучше оценить современное состояние отечественного танцевального искусства. Важно помнить, что каждый этап развития имеет свои особенности и влияние на современную практику. Восстановление утраченных технологий и поиск новых подходов могут стать ключом к развитию отечественной танцевальной культуры.С начала 1980-х годов в нашей стране начался новый этап развития современного танца, который требовал от нас освоения новых знаний и навыков. В то время как американцы, немцы, французы, израильтяне, голландцы и другие имели свои собственные школы танца, нам приходилось учиться у них и у себя. За три десятилетия мы проделали огромный путь в развитии танцевального искусства, однако по-прежнему отстаем от западных коллег. Одним из способов решения этой проблемы стал организованный в этом году фестиваль, а также форум "Открытый взгляд", который получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. На этих площадках собрались танцовщики, хореографы, критики и зрители, чтобы обсудить современные тенденции в танцевальном искусстве и найти способы его дальнейшего развития. Важно понимать, что сравнивать себя с другими странами необходимо не для того, чтобы догнать, а для того, чтобы развиваться и совершенствоваться.В мире искусства существует интересное явление - российская танцевальная школа, которая поражает своим уникальным стилем и талантом. Вадим Каспаров подчеркивает, что эта школа имеет потенциал стать абсолютно выдающейся, непревзойденной вообще. Однако он также указывает на определенную косность в этом искусстве. Русский балет, хоть и считается национальным достоянием, на самом деле является результатом слияния французской и итальянской школ танца. Проходя через русский характер и трудолюбие, он приобрел уникальные черты и стал отличительным брендом России.Но необходимо помнить, что когда существует только "правильная" точка зрения, искусство подвержено стагнации. Важно понимать разницу между культурным наследием, которое нужно сохранять, и искусством, которое должно постоянно развиваться и искать новые формы выражения. Развитие искусства требует постоянного творчества, экспериментов и открытости к новым идеям. Только так можно сохранить живым и актуальным любое художественное направление, включая танец.Современное искусство требует постоянного развития и совершенствования. В мире образования существует разделение на традиционные методы преподавания и научные исследования в области новаторства. Классические формы искусства, такие как балет, должны сосуществовать с современными тенденциями и направлениями. Например, музыка Чайковского для балетов Петипа - это сочетание классики и современности, которое в свое время не было классическим балетом.Необходимо преодолеть устаревшие стереотипы и выйти за пределы установленных рамок на всех уровнях. В частности, в образовании, предоставляемом хореографическими училищами, существует множество недочетов. Мы сталкиваемся с проблемой недостаточной подготовки выпускников в современном танце, что затрудняет их вхождение в нашу труппу. Поэтому мы с Натальей Владимировной принимаем решение о создании собственного отделения. Это будет не просто школа, а своеобразное ремесло, где будут сочетаться традиционные и инновационные методы обучения.Для успешного фестиваля важно не только отбирать качественную программу, но и поддерживать творческую кооперацию с коллегами. Это открывает новые возможности и рождает идеи для совместных проектов. Сейчас в области хореографии часто можно наблюдать явление "голых королей", когда нагота скрывается за философскими фразами и формулами. Однако язык тела должен быть достаточно выразительным, чтобы говорить сам за себя, без необходимости перевода. Танцовщику необходимо владеть своим телом как инструментом, чтобы успешно передавать свои идеи и эмоции через движения.Вы по этому принципу отбирали фестивальную программу?Вадим Каспаров: Для фестиваля важно сохранять творческую кооперацию с коллегами: она открывает большие возможности, рождает идеи новых совместных проектов. Важно, чтобы каждое выступление на фестивале было не просто исполнением хореографии, но и передавало глубокие смыслы и эмоции через язык тела. Только так можно добиться искреннего взаимодействия с аудиторией и оставить незабываемое впечатление.В этом году фестиваль танцевального искусства сосредоточен на современной хореографии Балканских стран, Белоруссии и Кореи, а также на контрастной российской программе. Один из ярких моментов - спектакль "Театр. Балет" Дарьи Вергизовой, который был представлен на фестивале. Однако, несмотря на успешную премьеру, спектакль показали всего один раз из-за ограниченных ресурсов на аренду и рекламу.Этот фестиваль становится платформой для продвижения танцевального искусства, привлекая внимание директоров других фестивалей и театров. Они приезжают, чтобы увидеть выступления вживую и приглашают талантливых хореографов и танцовщиков к себе.Мы не просто демонстрируем спектакли на фестивале, мы также создаем возможность для открытого диалога и обмена идеями. Участники могут обсудить свои работы, поделиться опытом и вдохновить друг друга на новые творческие проекты.Важно отметить, что одной из ключевых целей форума деятелей современного танца "Открытый взгляд" является привлечение внимания представителей Минкульта, Комитета по культуре, Союза театральных деятелей. Проблемы, с которыми сталкиваются участники этого искусства, весьма разнообразны - от финансирования до недостаточного участия мальчиков в танцевальных коллективах. Это важный вопрос, так как отсутствие мужского состава может привести к ограничению возможностей для развития профессионального танца в стране.Следует отметить, что в России существует всего лишь 11 профессиональных государственных танцевальных компаний современного танца, где артисты получают достойную зарплату. В сравнении, в Лондоне функционируют 50 таких компаний, а в Нью-Йорке их число превышает сотню. Этот факт свидетельствует о необходимости развития и поддержки танцевальной культуры в России.Кроме того, стоит отметить, что история русского балета неразрывно связана с решением, принятым в 1930-е годы, о создании театров оперы и балета в каждой советской республике. Это стратегическое решение способствовало развитию балетного искусства, его массовому распространению и популяризации на мировой арене.Важно помогать молодым хореографам, которые только начинают свой путь и ищут свое творческое я. Именно поэтому на фестивале появилась новая инициатива - платформа ОТКРЫТАЯ СЦЕНА/OPEN STAGE, предназначенная для талантливых хореографов, не вошедших в основную программу. Не стоит считать, что те, кого не выбрало жюри, не обладают достаточным уровнем. Как отмечает Вадим Каспаров, молодые танцоры исследуют, экспериментируют, стремятся найти свое творческое видение. Предоставление бесплатного хореографического зала для резидентов фестиваля - это не просто возможность показать свои идеи, но и шанс развиваться, совершенствовать свое мастерство. Именно здесь, на Открытой сцене, мы увидим результаты их творческих поисков.На старте своего творческого пути каждый нуждается в поддержке и вдохновении. Звезды надо выращивать, иначе рано или поздно они закончатся. И лично мне интереснее помогать тем, кто на старте, чем поддерживать тех, кто уже взлетел.Когда-то вы говорили, что стараетесь приглашать на OPEN LOOK коллективы, которые взрывают мозг. Сейчас чем можно взорвать мозг зрителю?Вадим Каспаров: Хороший вопрос, особенно сегодня. У нас есть спектакль "Черный сад" про события в Карабахе 1990-х, наша дочь Валерия Каспарова поставила его в 2022 году. Кто-то с опаской относятся к таким темам: это же конфликт, который не разрешен до сих пор. Но именно в таких темах заключается сила искусства - способность вызвать дискуссию, пробудить эмоции и заставить задуматься."Черный сад" - это не просто спектакль, это погружение в сложные моральные дилеммы, взрыв мозга зрителю своей актуальностью и глубиной. Именно такие произведения искусства способны оставить след в сердце и уме зрителя, заставив задуматься о важных вопросах и проблемах мира.Искусство современного танца открывает перед нами возможность погрузиться в мир эмоций и переживаний, которые могут очистить нашу душу. Но иногда страх перед острыми темами может стать преградой на пути к пониманию искусства. Наш спектакль предлагает зрителям взглянуть на искусственное разрывание людей, живущих веками рядом, через призму пластики и движения.22 августа - "Проект Дмитрия Беззубенко", выделенный из программы престижного фестиваля современного танца IFMC (Витебск, Белоруссия), представит зрителям уникальное исполнение искусства. Помимо этого, 23 августа нас ожидает Балканский вечер современного танца, где хореограф Иван Балабанов из Северной Македонии и итальянский композитор Алессандро Олла представят танцевальный спектакль CODE#9. Также на этом вечере зрителей порадует коллаборация с Каннон Данс - танцевальный спектакль "Вкл./Выкл." и выступление артистов театра Bitef Dance Company из Сербии. Все это обещает быть захватывающим и вдохновляющим путешествием в мир современного танца.24 августа - закрытие фестиваля, на котором соберутся талантливые хореографы и танцовщики со всего мира. Одним из ярких участников станет корейская артистка Суджонг Ким, представляющая свои потрясающие сольные работы - COMPLIMENT OF LIFE и QUERENCIA. Кроме того, она проведет мастер-классы для российских танцовщиков и выступит в качестве хореографа в совместном проекте с коллективом "Каннон Данс". Главным событием в ее исполнении станет премьера спектакля THE PARADOX, который обещает поразить зрителей своей оригинальностью и глубиной.В рамках фестиваля особое внимание уделено "центристам" - талантливым хореографам, которые вложили много лет в развитие современного танца в России. Среди них выделяются Санкт-Петербургский театр Саши Кукина, Челябинский театр Ольги Пона, Камерный балет "Пантера" Наиля Ибрагимова из Казани, компания "Окоем" под руководством Александра Гурвича из Екатеринбурга, а также танцтеатр "всем телом" Александра Шуйского из Москвы. Их премьеры обещают быть насыщенными эмоциями и талантом, который они безусловно принесут на сцену фестиваля.Не упустите возможность окунуться в мир современного танца, исполненного страсти, таланта и профессионализма. Фестиваль обещает стать ярким событием в культурной жизни города и вдохновить всех любителей танцев на новые творческие свершения.Источник и фото - rg.ru