Его яркое и нарядное зрелище напоминает о московском храме Василия Блаженного и петербургском Спасе-на-Крови. Необычайно живописный вид! Вряд ли кто, проходя мимо этого храма, представит себе, что много лет назад он выглядел совсем иначе. Строение стояло за забором без крестов, с ободранными куполами, окруженное мусором и ржавыми бочками, с разбитыми стеклами и разрушенной стеной.
История этого храма полна неожиданных поворотов. Елена Павловна Логунова, бывший председатель общественной организации "Возрождение Петергофа", поделилась со мной, что только зная все испытания, которые выпали на долю этого храма, можно по-настоящему оценить его значение и красоту.Начало строительства Петергофского собора Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла было вызвано нехваткой места в старом храме для всех верующих, что привело к обращению горожан к императору Александру III. Император лично выбрал место для нового храма в центре города возле пруда и организовал конкурс среди архитекторов.Проектом для Петергофского собора был выбран Николай Владимирович Султанов, который не только был талантливым архитектором, но и искусствоведом, историком архитектуры, реставратором и преподавателем. Его многогранный талант и опыт в области архитектуры позволили создать уникальное и величественное сооружение.Николай Владимирович Султанов, помимо строительства Петергофского собора, также активно участвовал в реставрации и строительстве других зданий по всей России. Его вклад в сохранение и развитие архитектурного наследия остается неоценимым до сегодняшнего дня.В июне 1905 года великолепный памятник церковного зодчества в так называемом "неорусском" стиле был освящен в Петергофе в присутствии императорской семьи. Николай II, новый царь, был в восторге от проекта, который начался с раскрашенного макета из гипса, выполненного архитектором Султановым. В 1894 году началось строительство будущего собора, где использовались последние достижения технического прогресса. Султанов не только обеспечил отопление и освещение здания электричеством, но и продумал множество деталей для удобства священнослужителей и прихожан. Он считал, что "человеку в храме должно быть просторно, тепло, удобно и светло", и поэтому вложил много усилий в создание комфортного пространства. Николай II восхищенно отметил в своем дневнике: "Храм прекрасен как снаружи, так и внутри…".Петергофский собор, также известный как Петропавловский, стал свидетелем трудных времен после революционных событий. В 1921 году на его куполе был устроен наблюдательный пункт за кронштадтским мятежом, что символизировало новую эпоху для храма. Однако впоследствии, когда началась борьба с религией, возникли предложения о взрыве собора, но это не произошло. В 1934 году храм закрыли и превратили в склад, лишив его всех святынь и утвари. Несмотря на разрушения, Петергофский собор уцелел до начала войны, когда немецкие войска вошли в Петергоф. Вместо взрыва, собор был превращен оккупантами в казарму и столовую, что стало новой страницей в его истории. Этот период принес с собой новые испытания и изменения для храма, выжившего через множество трудностей.После долгих дней бомбежек и обороны, собор Петра и Павла в Петергофе остался стоять, будто неведомая сила берегла его от разрушения. На вершине собора был оборудован наблюдательный пункт для корректировщика, откуда открывался вид на Кронштадт и Ленинград. Фашистские снаряды падали точно в цель, и именно эту точку решили уничтожить. Моряки из Кронштадта смогли навести огонь прямо на нее и спасти собор от полного разрушения.Когда жители Петергофа, освобожденного от врагов, вернулись в свой город, они увидели, что он лежал в руинах, за исключением собора Петра и Павла, который возвышался над развалинами. Собор стоял без крестов, с ободранными куполами и выбитыми стеклами, но несмотря на это, он по-прежнему излучал величие и историческую значимость. Однако, как и весь город, собор нуждался в серьезной реставрации, на которую не хватало средств и ресурсов. Восстановление этого исторического памятника стало одним из приоритетов послевоенного восстановления города.Михаил Дмитриевич Филонов, заместитель председателя Ленгорисполкома, прибыл на хозяйственное совещание города, и его появление стало неожиданным поворотом для собора. Когда разговор зашел о восстановлении Петергофского собора, Филонов, бывший морской офицер, внезапно заявил: "Обещаю посодействовать, это мой долг. В войну я служил в Кронштадте, и мне пришлось вести огонь по храму, чтоб "выкурить" оттуда вражеских корректировщиков. А теперь - пришла пора храм возродить".Мне удалось найти и пообщаться с Филоновым, и его история о военных действиях в Кронштадте добавила новый взгляд на его решимость помочь собору. Его слова о том, что пришла пора возродить храм, звучали как призыв к действию и возрождению исторического наследия.Собор, который долгие годы ожидал своей очереди на восстановление, теперь обрел надежду благодаря неожиданной поддержке и готовности к действию со стороны человека, чье сердце проникла боль и желание возрождения исторических святынь.Важно отметить, что собор, который был обстрелян нашими линкорами "Марат" и "Октябрьская Революция", имел огромное историческое и культурное значение. Это был не просто храм, а настоящий шедевр архитектуры, который стал жертвой военных действий. Михаил Дмитриевич, служивший на "Марате", и Филонов, переживавший за судьбу собора, были свидетелями этой трагедии.Филонов, несмотря на все трудности, смог добиться начала процесса реставрации собора. Благодаря его настойчивости и поддержке руководителей исполкомов были выделены средства и материалы для восстановления храма. Однако, после начала работ, проект столкнулся с финансовыми трудностями, и весь процесс замер.Группа "Реставратор", возглавляемая заслуженным архитектором Евгением Павловичем Севастьяновым, начала работу по восстановлению собора, разрабатывая первые чертежи еще в 1974 году. Однако нехватка средств привела к тому, что храм остался погруженным в строительные леса, ожидая возобновления проекта.В преддверии Олимпийских игр 1980 года, когда город готовился принять иностранных гостей, вновь оживилась работа по восстановлению старого города. Стены, обстрелянные во время войны, требовали немедленного восстановления. Среди первоочередных задач было заделать поврежденную стену и восстановить пятеро куполов, которые блеснут новыми латунными крестами. Русские кузнецы, опираясь на найденные чертежи, изготовили точные копии узорчатых крестов с завитками, лучами и звездами. Вес главного креста составляет целых 400 килограммов, что подчеркивает его величие и значимость для города.Великолепный собор в Петергофе был разрушен, и только кресты остались стоять на своих местах, напоминая о прошлом величии. Остальные части собора, поменьше, были подняты вертолетом и установлены с ювелирной точностью. Толпа жителей и гостей смотрела на этот процесс, испытывая смешанные чувства. Люди радовались возможности восстановить собор, но одновременно беспокоились о его дальнейшей судьбе.Среди толпы возник вопрос: что же будет с восстановленным собором? Музей, концертный зал или все-таки храм? Этот вопрос беспокоил многих, и обсуждения на эту тему не утихали. Однако, после завершения Олимпиады, работа по восстановлению собора снова остановилась из-за финансовых проблем. Горожане возмущались, предупреждая, что храм может погибнуть, если не будет достаточной поддержки. Возникла необходимость в поиске новых способов финансирования и поддержки проекта, чтобы сохранить историческое наследие и культурное значение собора для будущих поколений.Евгений Павлович Севастьянов, надорвав свое здоровье, бегая по инстанциям, стал настоятельно убеждать чиновников: "Если не можете спасти шедевр архитектуры - верните его русской церкви!" Он присоединился к общественной организации "Возрождение Петергофа", возглавляемой Е.Логуновой, и стал активным участником ее деятельности. Верующие и неверующие добровольцы, собрав денежные пожертвования, начали очищать территорию вокруг храма, убирали мусор, чистили, скребли... Этот коллективный труд не только привел к улучшению состояния храма, но и объединил людей разных вероисповеданий вокруг общей цели. Сегодня в храме можно увидеть имена и фамилии всех, кто добровольно поддержал материальную жизнь собора. Эти люди стали частью истории храма, внесли свой вклад в сохранение его культурного наследия. А храм продолжал стоять в лесах еще долгие годы, напоминая о силе единства и созидания.С 1989 года мечта архитектора начала постепенно сбываться, когда было отмечено 1000-летие крещения Руси. Важную роль в восстановительных работах сыграло Ленинградское епархиальное управление. После 55 лет молчания, 19 января 1990 года, под открытым небом состоялось первое богослужение в Петергофском храме, который был переполнен желающими. Это стало символом возрождения духовной жизни в регионе. В 1994 году собор был освящен патриархом Алексием II, что стало важным событием для всего православного сообщества. Несмотря на радостное событие, стоит отметить, что как Валентин Севастьянов, так и Александр Филонов не дожили до этого знаменательного дня. Процесс реставрации собора продолжался, и перед участниками стояла сложная задача - установить новые колокола. Старые колокола, к сожалению, не удалось сохранить. Первый набор колоколов был подарен собору церковной общиной Мариенбурга в 1990 году, что стало знаком дружбы и поддержки между приходами. Также важным вкладом в восстановление собора стал подарок колокола-дисканта от бывшего директора Михайловского Пушкинского заповедника и почетного гражданина Петергофа Семена Степановича Гейченко.В 1993 году из Германии прибыли три стальных колокола, купленные супругами Бахман. Побывав однажды на экскурсии в Петергофе, они узнали о трудной судьбе собора и решили сделать подарок. Прислали колокола, изготовленные на знаменитом колокольном заводе Аахена. Самый большой из них - баритон, весит 1750 кг. Второй колокол - тенор, его вес 1100 кг. Третий - альт, весит 900 кг. Голоса колоколов были подобраны по звукам песни "Дубинушка" и слышны очень далеко...Елена Логунова, рассказывая о Гейченко, подчеркнула его связь с Петергофом, местом, которое он всегда носил в сердце. Родившись здесь, работая и уходя на фронт, он оставался верен своим корням и воспоминаниям о родном городе.Новые колокола, привезенные из Германии, стали не только символом щедрости и дружбы между народами, но и ярким примером культурного обмена. Их звуки, сочетающиеся с мелодией "Дубинушка", наполнили пространство Петергофа и стали неотъемлемой частью его атмосферы. Великодушный жест супругов Бахман оставил след в истории собора и подчеркнул важность сохранения культурного наследия.Внутри храма царила тишина после утренней службы, и я решила воспользоваться этим моментом для осмотра собора. Внезапно перед глазами открылся удивительный вид на крышу храма, украшенную резьбой и узорами. Впереди меня стоял батюшка, окруженный благоговеющей атмосферой священного места. "Можно вас поздравить с завершением реставрации?" - спросила я, обращаясь к нему. "Работы еще продолжаются, но уже виден прогресс. Храм действительно выдержал испытание временем" - ответил он с улыбкой. Предложение подняться на смотровую площадку показалось мне заманчивым, и я согласилась без колебаний. Взгляд с высоты открывал новые перспективы на красоту и величие этого места, наполненного историей и духовной энергией.Архитектор Султанов, мечтая сделать площадку доступной для всех желающих, создал внутри Петергофского собора винтовую лестницу. Следуя совету батюшки, я поднялась по ней наверх, одолев 143 ступеньки, и открылся передо мной великолепный вид на Кронштадт, Финский залив и Васильевский остров Санкт-Петербурга. С этой высоты дух захватывает от красоты окружающего пейзажа.Петергофский собор, как лебединая песня зодчего, завершил творческий путь Султанова. Несмотря на то, что архитектор умер на чужбине в 1908 году и покоится на погосте русской церкви в Висбадене, его творение продолжает восхищать каждого, кто ценит настоящее искусство. Собор стал символом величия и красоты, напоминая о таланте и творческом наследии Султанова, который оставил нам этот великолепный памятник архитектуры.Экспертное мнение: Реставрация Петергофского собора в Санкт-Петербурге является одним из значимых проектов в области сохранения культурного наследия. Спустя десять лет после выделения средств на восстановление собора, можно отметить, что работа ведется не только формально, но и с высоким качеством исполнения. Уникальность проекта заключается в том, что реставрация проходит поэтапно, что позволяет специалистам более детально изучать и восстанавливать каждый уголок собора. Это позволяет сохранить историческую ценность здания и его архитектурные особенности. Огромный фронт работ, который ведется над восстановлением Петергофского собора, уже принес значительные результаты. Благодаря усилиям специалистов и финансовой поддержке города, удалось восстановить значительную часть здания. Планируется, что завершить реставрацию удастся к 2026 году, что станет знаковым событием для культурного наследия России.Источник и фото - rg.ru